Фибих Зденек

Фибих Зденек



Фибих (Fibich) Зденек (1850-1900) - чешский композитор, пианист, дирижёр. Ученик И. Мошелеса (фортепьяно), С. Ядассона и Э.Ф. Рихтера (музыкально-теоретические предметы). С 1871 работал в Праге за исключением 1873-1874, когда преподавал в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером во «Временном театре» (1875, 1877), заведующем репертуарной частью оперной труппы Национального театра (с 1899).

Фибих - представитель чешского музыкального романтизма. Его идейно-эстетические установки связаны с творческими принципами Б. Сметаны и А. Дворжака; в то же время в сочинениях Фибиха сильны немецкие влияния (наряду с чешскими текстами использовал стихи и либретто немецких романтиков; образы немецкой поэзии отражены в его программных фортепьянных пьесах в духе Шумана). Автор первых чешских концертных мелодрам (с оркестром: «Сочельник», 1875; «Водяной», 1883). В ряде музыкально-сценических произведений развивал реалистические традиции национальной школы, которые сочетал с принципами вагнеровской музыкальной драматургии (опера «Мессинская невеста» по Ф. Шиллеру, 1884: мелодрама-трилогия «Ипподамия», 1890-1891, обе - Прага).

Лучшие оперы Фибиха, отличающиеся национальным своеобразием, основаны на национальном эпосе и народных легендах, в них использованы сюжеты из чешской истории («Бланик». 1881: «Шарка», 1897, обе - Прага); они отмечены драматизмом, реалистичностью обрисовки человеческих характеров. Среди пьес для фортепьяно выделяются цикл «Настроения, впечатления и воспоминания», 4 цикла пьес, включающих 376 миниатюр. В переложении для скрипки Я. Кубелика под названием «Поэма» популярна симфоническая поэма Фибиха «Под вечер» (1893). Среди других сочинений: 5 симфоний (1865-1898), 2 фортепьянных трио, 2 струнных квартета, хоры. Автор книги «Velka Teoreticko-prakticka skola hry na klavir» (1883-1887).

 

��% ��p � онца 80-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западно-европейскими музыкантами (X. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер. А. Никиш, К. Сен-Санс и др.).

 

В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рожденные русской действительностью 2-й половины 19 в. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, У. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

Опираясь на сложившийся в творчестве М. И. Глинки синтез интонаций городской и крестьянской песни, бытового романса, на интонационный словарь романтической эпохи, Чайковский создал свой мелодический язык, способный и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Все выразительные средства его музыки (мелодия, гармония, оркестровка, форма произведения ) обладают огромной силой экспрессивного воздействия. Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений , отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований. Среди сочинений для оркестра главное место занимает симфония. Считая её «исповедью души», «лиричнейшей из всех музыкальных форм», продолжая тем самым линию, идущую от симфонии g-moll Моцарта и Неоконченной симфонии Шуберта, Чайковский в то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с острой конфликтностью, с философско-драматической трактовкой жанра; трагедийная линия симфонизма достигла кульминации в 6-й симфонии. Те же принципы претворены и в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; «Франческа да Римини». 1876, и др.). Качествами, характерными для симфонических произведений, отмечены сочинения в других инструментальных жанрах ( 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром , 1875: концерт для скрипки с оркестром , 1878; 3-й струнный квартет, 1876: фортепьянное трио «Памяти великого художника», посвященное Н. Г. Рубинштейну, 1882; Большая соната для фортепьяно , 1878, и др.), а также многие романсы («День ли царит», «Благословляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и др.) и произведения для музыкального театра. В опере «Евгений Онегин» (по Пушкину, 1878) Чайковский создал уникальный образец «лирических сцен». Здесь сложился гибкий ариозно-речитативный стиль, возникло единство и взаимодействие вокальных и симфонических начал, а также лирико-драматических и жанрово-бытового планов, предвосхищены принципы психологического театра А. П. Чехова и К. С. Станиславского. В этой опере Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты («Орлеанская дева». 1879; «Мазепа», 1883, и др.) в центре внимания Чайковского прежде всего душевная драма героев. «Пиковая дама» (1890) - пример оперы-симфонии, где оперные формы сочетаются с закономерностями симфонии. Чайковский явился новатором в области балетной музыки: создал высокохудожественные произведения , также насыщенные симфоническим развитием («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892).

Чайковскому принадлежат литературные работы, стихотворения, либретто некоторых его опер. Критическая деятельность (впервые выступил в печати в 1868, сотрудничал в 1871 в газете «Современная летопись», в 1872-1876 - в газете «Русские ведомости») обнаруживает глубокую проницательность в оценках музыкальных явлений прошлого и настоящего, историзм мышления (это нашло отражение и в обширной переписке Чайковского). Творчество Чайковского получило признание ещё при жизни композитора как в России, так и за рубежом: он был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почётным доктором Кембриджского университета (1893). Дом Чайковского в Клину сохраняется как Дом-музей (с 1894), создан также Дом-музей в Воткинске (1940). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

 



Создан 31 янв 2015