Массне Жюль

Массне Жюль



Массне (Massenet) Жюль (1842-1912) - французский композитор. Член Института Франции (1878). Презедент Академии изящных искусств (1910). В 1852-1863 занимался в Парижской консерватории. В 1878-1896 профессор Парижской консерватории. Среди учеников: А. Брюно, Ш. Кеклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Э. Шоссон, Дж. Энеску.

Массне наряду с Ш. Гуно, оказавшим на него значительное влияние, - один из ведущих представителей лирической оперы. К лучшим его операм принадлежат «Манон» (1884),«Вертер» (1886), успехом пользовались также «Таис» (1894; широко известна мелодия «Размышления» из этой оперы), «Сафо» (1897), «Героическая комедия» «Дон Кихот» (1910; заглавную партию исполнял Ф. И. Шаляпин). В центре большинства опер - нежный, пылкий и мечтательный женский образ. Массне обладал ярким мелодическим дарованием, создал гибкий ариозно-декламационный вокальный стиль. Он мастерски пользовался красками оркестра, прозрачным и колористическим звучанием хора.

Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в "Вертере", чарующие качества дарования, 

сделавшего егомузыкальным историком женской души.

К. Дебюсси

 

Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собоючувствую.

П. Чайковский

 

Дебюсси удивил меня, защищая это кондитерское изделие (Манон Массне. - Е. Р.)

И. Стравинский

 

Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец -частицу Верди и Пуччини.

Ф. Пуленк

 

Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначностьтворчества Ж. Массне. Главное достоинство его музыки - в мелодиях, которые, по словам композитора А.Брюно, "узнаешь среди тысяч". Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость ивыразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Масснене делятся на замкнутые номера и связывающие их "служебные" эпизоды, как это было у егопредшественников - Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализмабыли актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешаятрадиции, восходящие к Ж. Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немногонапыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этомглавная сила и своеобразие лирики Массне, в этом же причина его неудач, когда он обращался к трагедииклассического типа ("Сид" по П. Корнелю). Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющийпридать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты"большой" оперы. Ему недостаточно театра Opera Comique, он должен царить и в Grand Opera, для чегопредпринимает почти мейерберовские усилия. Так, на концерте из музыки разных композиторов Массне,втайне от коллег, добавляет к своей партитуре большой духовой оркестр и, оглушив публику, оказываетсягероем дня. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль вопере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними,остается все же в рамках эстетики XIX в.

Музыкальная карьера Массне началась с его поступления в консерваторию в десятилетнем возрасте.Вскоре семья переезжает в Шамбери, но Жюль не может обойтись без Парижа и дважды убегает из дома.Успешной оказалась лишь вторая попытка, однако четырнадцатилетний мальчик познал всюнеустроенность жизни артистической богемы, описанной в "Сценах"... А. Мюрже (которого он знал лично, также как и прототипов Шонара и Мюзетты). Преодолев годы бедности, в результате упорного труда Масснедобивается Большой Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю поездку в Италию. Из-за границыон возвращается в 1866 г. с двумя франками в кармане и с ученицей по фортепиано, которая тогда жестановится его женой. Дальнейшая биография Массне представляет собой непрерывную цепь всевозрастающих успехов. В 1867 г. поставлена его первая опера "Двоюродная бабушка", через год у негопоявляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты. А затем Массне создает всеболее зрелые и значительные сочинения: оперы "Дон Сезар де Базан" (1872), "Король Лахорский" (1877),ораторию-оперу "Мария Магдалина" (1873), музыку к "Эриниям" Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой"Элегией", мелодия которой появилась еще в 1866 г. в качестве одной из Десяти фортепианных пьес -первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижскойконсерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуетсялюбовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне - оперы"Манон" (1883) и "Вертер" (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. До конца жизникомпозитор не сбавлял творческой активности: не давая отдыха ни себе, ни слушателям, он пишет оперу заоперой. Мастерство растет, но времена меняются, а стиль его остается неизменным. Творческий дарзаметно убывает, особенно в последнее десятилетие, хотя Массне по-прежнему пользуется уважением,почетом и всеми житейскими благами. В эти годы написаны оперы "Таис" (1894) со знаменитым"Размышлением, Жонглер богоматери" (1902) и "Дон-Кихот" (1910, по Ж. Лоррену), созданный специальнодля Ф. Шаляпина.

Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник К. Сен-Санс, "но это не имеет никакогозначения. ...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние,способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыкине нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Гриё в ризнице Сен-Сюльпис? Как не бытьзахваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут"?

 

 



Создан 31 янв 2015