Малер Густав

Малер Густав



Малер (Mahler) Густав (1860-1911) - австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (современная Йиглава). С 1875 учился в Венской консерватории, в том числе у Ю. Эпштейна (фортепьяно), в 1878-1880 посещал фтлтсовский факультет Венского университета. С 1880 оперный дирижёр в Бад-Халле, Любляне, Оломоуце. Касселе, с 1885 - в Немецком театра в Праге, с 1886 - в Городском театре в Лейпциге. С 1888 директор Королевской оперы в Будапеште, в 1891-1897 1-й дирижёр Городского театра в Гамбурге. Работа на посту директора Венской придворной оперы (1897-1907) явилась вершиной дирижёрской и режиссёрской дея-тельности Малера и одновременным периодом расцвета самого коллектива. Вынужденный покинуть театр, Малер уехал в Америку. С 1907 дирижёр в "Метрополитея-оцера" (первая постановка в 1908), с 1909 также руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра. Гастролировал как дирижёр (в России 1897, 1902, 1907).

Малер - крупнейший представитель европейского музыкального искусства конца 19 - начала 20 веков. Творчество Малера, опирающееся на традиции Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, А. Брукнера, тесно соприкасается с тенденциями позднего романтизма. Одновременно в нём зарождаются многие особенности музыкального искусства 20 века, в том числе черты экспрессионизма. В центре творчества - непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия; тема человеческих страданий связана с трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. Малер сосредоточил творческие интересы в жанрах симфонии и песни. Создал 9 симфоний (10-я не окончена), "Песню о земле" для солистов и оркестра, песенные циклы. К раннему периоду творчества относятся первые 4 симфонии (1-я, чисто инструментальная, опирается на музыкальный материал вокального цикла "Песни странствующего подмастерья"; 2 - 4-я - вокально-инструментальные симфонии, по музыкальному тематизму и поэтическим текстам отдельных частей связаны с вокальным циклом "Волшебный рог мальчика"). Для них характерно соединение эмоциональной непосредственности и трагической иронии, жанровой зарисовки и символики. Симфонии среднего периода творчества (5-7-я) составляют инструментальную трилогию, интонационно связанную с песенными циклами на слова Г. Рюккерта, и носят трагическую окраску. Общечеловеческие коллизии решаются в них через тему личности и судьбы. В 8-й симфонии для воплощения философского содержа-ния используются поэтические тексты средне-векового гимна "Veni creator spiritus" (в 1-й части), заключительные сцены 2-й части "Фауста" Гёте (во 2-й части). В сочинениях позднего периода ("Песня о земле", 9-я (чисто инструментальная) и 10-я симфонии) нашла выражение тема прощания с жизнью.

Сквозное интонационное развитие, вариантность, влияние песенных форм обусловили особенности симфонизма Малера: отказ в большинстве симфоний от классического 4-х частного строения преобразования- структуры всего цикла. Усиление линеарности при сохранении гомофонной основы привело к полифоннческому насыщению фактуры. В оркестре Малера нашли выражение 2 тенденции, характерные для начала 20-го века: расширение оркестрового аппарата и тяготение к камерному письму. Последняя особенно проявилась в песевных циклах для голоса с оркестром и повлияла на музыкальное творчество современных композиторов.

 

�аr� � p p.�. ll Teatro alia moda), направленно­го против многочисленных условностей итальянской оперы того времени. В этой книге Марчелло писал, что музыка опер была плохой, а драма — просто жалкой.

 

 

 

 



Создан 31 янв 2015