Грана дос-и-Кампинья Энрике

Грана дос-и-Кампинья Энрике



ГРАНАДОС Энрике

( Грана дос-и-Кампинья, Gran ados v Campina) (27 VII 1867, Лерича, Каталония - 24 III 1916, погиб в ЛаМанше) С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие вдвижении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX-XX вв., дало композитору импульс ксозданию классических образцов музыки нового направления. Деятели Ренасимьенто, в частностимузыканты И. Альбенис, М. де Фалья, X. Турина, стремились вывести испанскую культуру из состояниязастоя, возродить ее самобытность, поднять национальную музыку на уровень передовых европейскихкомпозиторских школ. Большое влияние на Гранадоса, как и на других испанских композиторов, оказал Ф.Педрель, организатор и идейный руководитель Ренасимьенто, теоретически обосновавший пути созданияклассической испанской музыки в манифесте "За нашу музыку". Первые уроки музыки Граиадос получил утоварища своего отца. Вскоре семья переезжает в Барселону, где Гранадос становится ученикомизвестного педагога X. Пухоля (фортепиано). Одновременно он занимается композицией у Педреля.Благодаря помощи мецената способный юноша едет в Париж. Там он совершенствуется в консерватории уШ. Берио по фортепиано и Ж. Массне по композиции (1887). В классе Берио Гранадос знакомится с Р.Виньесом, впоследствии известным испанским пианистом.

После двухлетнего пребывания в Париже Гранадос возвращается на родину. Он полон творческих планов. В1892 г. исполняются его Испанские танцы для симфонического оркестра. Он с успехом солирует как пианиств концерте под управлением И. Альбениса, дирижировавшего своей "Испанской рапсодией" для фортепианос оркестром. С П. Казальсом Гранадос концертирует по городам Испании. "Гранадос-пианист соединял всвоем исполнении мягкий и певучий звук с блестящей техникой: кроме того, он был тонким и искуснымколористом", - писал испанский композитор, пианист и музыковед X. Нин.

Творческую и исполнительскую деятельность Гранадос успешно сочетает с общественной ипедагогической. В 1900 г. он организует в Барселоне "Общество классических концертов", в 1901 - Академиюмузыки, которую возглавляет до своей смерти. Гранадос стремится развить творческую самостоятельностьв своих учениках - молодых пианистах. Он посвящает этому свои лекции. Разрабатывая новые приемыфортепианной техники, он пишет специальное пособие "Метод педализации".

Наиболее ценная часть творческого наследия Гранадоса - фортепианные сочинения. Уже в первом циклепьес "Испанские танцы" (1892-1900) он органично сочетает национальные элементы с современнымиприемами письма. Композитор высоко ценил творчество великого испанского художника Ф. Гойи. Подвпечатлением от его картин и рисунков из жизни "махо" и "мах" композитор создал два цикла пьес подназванием "Гойески".

На основе этого цикла Гранадос пишет одноименную оперу. Она стала последним крупным сочинениемкомпозитора. Первая мировая война задержала ее премьеру в Париже, и композитор решил поставить ее вНью-Йорке. Премьера состоялась в январе 1916 г. А 24 марта германская подводная лодка потопила в ЛаМанше пассажирский пароход, на котором Гранадос возвращался на родину. Трагическая гибель непозволила композитору завершить многие замыслы.

Лучшие страницы его творческого наследия пленяют слушателей своим обаянием, теплотой. К. Дебюссиписал: "Я не ошибусь, если скажу, что, слушая Гранадоса, словно видишь давно знакомое и любимое лицо".

 

 



Создан 02 фев 2015